Previous Entry Share Next Entry
ЗАЧЕТ
storyofgrubas
«Опираться можно только на то, что сопротивляется»
(Б.Паскаль)


Мы с сыном гуляли по Пушкинскому музею и Юра хотел спросить меня что-то насчет революции:

- Папа, а почему Ноябрьская Революция…

Тут в наш разговор резко вклинилась чуткая старушка – работница музея:

- Мальчик, что же ты делал в своей школе на уроках, раз не знаешь таких элементарных вещей? Стыдно. Не было никакой Ноябрьской революции, она называлась - Октябрьская.

Тут уж и я вступил в разговор:

- Сударыня, очень не хочется Вас разочаровывать, но это как раз ваша школа зря ела свой хлеб. Дело в том, что Ноябрьская революция действительно произошла и она тоже установила Советскую власть, но только было это не в Российской Империи, а в Веймарской Республике в 18-м году. Вот об этой самой революции мы, с вашего позволения,  и разговаривали.

У старушки от волнения закачались большие сережки с красными камнями, она пожала плечами и неопределенно ответила:

- Ноябрьская, Ноябрьская, что-то я даже и не слышала о такой…

Сын незаметно показал мне большой палец вверх и тихо сказал: «Спасибо папа, что спас, я и правда перепутал Октябрьскую с Ноябрьской. Но откуда ты столько всего знаешь?»

Вот только ради одного этого восхищенного вопроса сына, стоит сказать спасибо Еврейскому танку - Борису Иванычу…

Вот уже двадцать лет мне иногда снится один и тот же сон:
Я иду по улице и встречаю своих институтских одногрупников. Я расплываюсь в счастливой улыбке и игриво спрашиваю: «О, сколько лет – сколько зим?»
А они удивленно таращатся на меня и говорят: - «Где ты пропадаешь? Ты что, с ума сошел?! Ты же не сдал зачет по истории, Колоницкий рвет и мечет, он ждет тебя в кабинете уже двадцать лет. Тебя, наверное, из института отчислят!»

В этом месте я всегда просыпаюсь в холодном поту.

Борис Иваныч Колоницкий – человек кремень.
Старшекурсники в один голос говорили: «Если ты не сдавал Колоницкому, то ты вообще не учился в институте. Получить у него зачет - это примерно то же, что заслужить краповый берет.
А на вид и не скажешь – обычный еврей, лет тридцати пяти с тихим интеллигентным голосом и черной бородой.
Сдать ему зачет с пятого раза – было большой человеческой удачей. Некоторые и по двадцать раз ходили. Самые хитрые, даже в «академ» прятались, чтобы обойти с фланга этот Еврейский танк.
Взяток Колоницкий не брал, к мольбам и слезам был глух, но всегда, как мог, шел студентам навстречу.
Я лично наблюдал, как 30-го декабря к нему в очередной раз пришли две студентки, с полными декольте грудей, опять не сдали и принялись хлопать глазками и умолять:

- Борис Иванович, ну пожалуйста,  так хочется сегодня закрыть сессию, завтра ведь Новый Год. А?
- Я очень понимаю вас, но поставить зачет не могу. Вы же абсолютно ничего не сказали  о противостоянии Папена и Шлейхера… Ох – ох-ох. Ну, ладно, так и быть, я дам вам последний шанс встретить Новый Год без долгов. Приходите завтра в 19-30. Хоть выходной, но я специально ради вас приеду, только не теряйте время, учите, может, и успеете до завтра.

В свой первый раз я попытался проскочить Колоницкого «на шару». Наивный мальчик.
Конечно же, не сдал. Тогда я встал в позу обиженного Байрона и сказал:

- Моя специальность, вообще-то, режиссура, а не новейшая история, тем более – это даже не экзамен, а зачет, а вы меня так дотошно допрашиваете, как будто я пленный  немец из Веймарской республики.

Борис Иваныч миролюбиво развел руками и сказал:

- Извините, но у меня такая работа - принимать зачеты по истории. Я же не о режиссуре вас спрашивал.

Я понял – это тупик и перешел к плану "В": целую неделю ходил в библиотеку и учил один единственный 17-й билет. Но уж выучил я его как свой домашний адрес, до сих пор во всех подробностях помню.
А план был простым – вытащу какой-нибудь билет, помычу чего-то, Колоницкий скажет, что, мол, «Слабовато, а вы хоть что-нибудь хорошо знаете?»
Я скажу: «17-й»
Так и выкручусь.
Вот, опять прибыл я пред ясны очи Колоницкого, потянулся за билетом и о чудо – чудесное, вытаскиваю свой родной и единственный 17-й!!!
Гора с плеч.
В душе пели райские птички, но я  даже лицом не дрогнул и без особой подготовки толкнул по теме речь минут на двадцать, по пути влезая в такие исторические дебри и подробности, что еще немного и начал бы перечислять всех жен таможенника Алоиса Шикльгрубера.
Но вот я закончил и победоносно посмотрел на Бориса Иваныча. А тот и говорит:

- Это все?
- Ну, в целом, да.
- Очень жаль. Но в любом случае, видно что вы учили, молодец, сегодня совсем другое дело, не то что в первый раз, но к сожалению, для зачета этого маловато. Может, вам просто с билетом не повезло. Ну, ничего, к следующему разу наверняка подготовитесь получше…

Я чуть не умер и почувствовал себя как Киса Воробьянинов в Клубе Железнодорожников.

С тех пор учил я днями и ночами, раз за разом пытаясь сдать проклятый зачет и после четвертой попытки, позорно сдался.
Пришел к самому зав. кафедрой истории, вручил ему большую красивую бутылку коньяка и тут же получил заветный зачет.
Вот потому я и не помню ни имени ни фамилии – этого зав. кафедрой, а Бориса Ивановича Колоницкого я запомнил на всю жизнь.
Если бы все были такими, мы  жили бы в прекрасном Мире.

P.S.
Когда я написал эту историю, то позвонил своему старому питерскому другу, чтобы узнать о Борисе Иваныче.
Оказалось, что курилка мало того, что жив и здоров, так ему еще на днях стукнуло 60.
С юбилеем Вас, Борис Иванович! Здоровья Вам, терпения и новых открытий.
Кто-то из многих тысяч ваших студентов, вас любил, кто-то ненавидел, кто-то боялся, но все без исключения - уважают…




Хорошая история)

наверное у каждого студента есть что вспомнить....

Слушайте, я все понимаю, но я тоже был студентом. Зачем так драть по непрофильному предмету? Зачетная неделя - это иногда по 2-3 зачета за день. Физически невозможно быть готовым ко всем предметам на уровне специалиста. Неужели он и в лекциях давал такой объем? Или просто скидывал на самостоятельную подготовку, как и наш злющий историк?

Это у вас сейчас Стокгольмский синдром проснулся, потому что больше не нужно к нему на зачет бежать :)

Так, то оно так, но, как показала жизнь, я и учился в своем Стокгольме только ради нескольких таких преподов...

А он прокомментировал - что именно вы не сказали в плане 17 билета??


А как же? Задал пару наводящих и дополняющих...

О, вспомним добрым словом учителей, которые несгибаемо вталкивали в нас знания!

Учил, учил. А получил зачет за коньяк. :)

я чего-то не понял.
а что именно его не устроило?

история , может и хорошая.
но, в целом, показывает специфику советского образования - вталдычить то, что вообще не уперлось и неинтересно.
конечно, здорово было щегольнуть тем, что вы знаете о Ноябрьской революции и поставить на место смотрительницу-бабушку, еще более ценно получить одобрение ребенка.
если я правильно уловил из рассказа - на момент обучения вам , ну, совершенно неинтересна была история, уж точно в том объеме, что давал и требовал преподаватель. с другой стороны, если он требовал только то, что давал в лекциях - удивительно тугодумие и неспособность заучить материал для того, чтобы сдать зачет.
мне история стала интересна совсем недавно, закрываю пробелы в знаниях - хотя, правильнее сказать, что открываю новые горизонты и понимаю, что знал ооочень мало - художественной литературой, затем википедией, затем уже более серьезными историческими книгами.
мое мнение, что знание исторических фактов само по себе - несомненно признак эрудированности, но не больше.

ПС: никого и ничего не собирался осуждать, просто сумбурно растекся мыслью по древу) хотя, вру, начал с осуждения, но в конце оговорюсь - каждому свое :)

"...просто сумбурно растекся мыслью по древу"

Кста, в оригинале - не "мыслью", а "мысию", сиречь - белкой ;) Растечься (расбежаться) по дереву белкой (т.е. перескакивая с ветки на ветку, как плохой разказчик "с пятого на десятое") гораздо логичнее и образнее звучит, чем мыслью, не правда ли? ;)

"А теперь забудь все, чему тебя учили"(с)

Верхнее образование есть всего-лишь скриниговый критерий, что этот молодой человек обладает упорством, хитрожопостью и оптимизмом, чтобы научиться теперь просто работе.

А таких преподов (по марксизму-ленинизму, военной подготовке и нормальной анатомии в моем случае) особо любить-уважать не за что. Помнятся именно они, да. Любят тех, кто пробудил интерес к предмету.

Док

У нас был эпичнейший преподаватель по профильному предмету, даже по нескольким (разные языки программирования). Не то, чтобы уж чересчур придирался, но подходил принципиально: если чел не понимает, что делает - до свидания.
В первом семестре поставил мне два балла за письменную работу, но после "разборок" поменял оценку (не помню уже на что), так как мне удалось убедить его в своей правоте. Во втором уже не цеплялся, в третьем в начале семестра на лабе подсел поговорить и выяснить профпригодность. Дальше всё автоматом. Потом работали вместе на кафедре и пару раз советовался в непривычных областях. Работал он там очень давно, реальной практикой вряд ли занимался, но за технологиями следил всегда и корректировал курс лекций. Ушёл в своё время из-за отказа поставить профильный экзамен "суперблатным".
Вот его сначала ненавидели, потом опасались, а потом единогласно уважали.

Непонятные впечатления

Если Борису Ивановичу никто не мог сдать с первой попытки, то это, в принципе, говорит о его неумении дать материал.
Либо, как альтернатива, о намеренно задранной планке, что дает повод предположить о вымогательстве группой лиц на кафедре.

А консультации перед зачетами были, чтобы преподаватель на примере 2-3 билетов объяснял, что и как надо отвечать для получения положительной оценки?

Re: Непонятные впечатления

+1, тут два варианта, либо все остальные на расслабухе принимали, что нормальный препод казался ужас-ужас, либо принципиальный подход с никому не нужными чрезмерными напрягами.

Я после окончания института с красным дипломом (что в нашем ВУЗе было несложно), жалею только о потраченных нервах. Всегда на экзамене нервничал, даже если знал на отлично.

О, у каждого в жизни обязан быть такой вот Колоницкий.
У нас был Александрович, который преподавал Теоретическую механику на первом курсе. Заворачивал раз за разом. Уже вещички паковала, когда он поставил с пятого раза заветный трояк.

Зато потом детскими шуточками казалась и Матан и Теория Сплощных Сред и Сопромат. По последнему я даже экзамен не сдавала, а получила за заслуги пятерку автоматом.

Теормех на первом курсе?
У нас эта поэма была на втором. Носов Вячеслав Николаевич.
Он считал себя крутым. Помню, 3-й семестр, экзамен 30-го декабря. Зачин всей зимней сессии, так сказать.
Красавец выходит к нам в коридор и возглашает: желающие тройку, заходите с зачётками. Почти половина группы ломанулась за ним, облегчённо выдохнув: Новый год не испорчен!
Я же решил сыграть с Чемпионом теормеха в опасную игру. Карманы были нафаршированы шпорами, аккуратно систематизированными, выполненными на плотной бумаге.
Первый, и почти смертельный удар нанёс Носов: берёшь билет и отвечаешь... у доски! Кратко конспектируя ответ мелом на одной из пяти досок, расположенных по стенам полукругом.
Великий Инквизитор не мог бы придумать лучше.
Мозг работал, как первые советские ЭВМ, не хуже. Решение было найдено в течение пяти минут: списать прямо у доски, почти на глазах у штандартенфюрера, держа шпору в сырой тряпке, которой была укомплектована, помимо мела, каждая доска.
Глаза работали молниеносно: контроль вражеских перемещений и текст шпоры.
Нервы напряжены по максимуму.
И вот... четыре балла/доцент - лопух!
Так рождались легенды, анекдоты, тосты...

(Deleted comment)
Есть тайное подозрение, что если бы Вы придумали ноябрьскую революцию в Веймаре, то бабушка все равно не заметила бы подвоха:-)

Кстати, Википедия свидетельствует, что она была в 1918 году, а не в 1921.
Может Борис Иванович в чем-то был прав?;-)

В интернет глянуть каждый может :(
зы.

В принципе, конечно прав...

Ну в ноябре 18-го же.
Кстати, у немцев, что ни праздник, так на 9 ноября приходится, у них фича такая, творить историю в этот день

Edited at 2015-02-13 10:10 am (UTC)

Ничего не знаю, проходите, гражданин...

вот такие сны университетские и мне снятся. У нас не один такой период как ваш Колоницкий был. А предметы - абсолютнго лишние для моей специальности: физика, химия, сопромат...это для экономистов. Требования завышенные.
Но однажды удача мне улыбнулась. Пришла я пепресдавать лабораторку, было уже часов 5 -6 вечера, захожу с мягкеой игрукшкой, как-никак у меня ДР и одгогруппники подарили:-) Тут бы сбежать скорее ДР праздновать, а вот такой ДР грустный. Захожу. Сидит препод, пьёт чай с печеньками.
-О, а что за детский сад?
- день рождения сегодня, подарили.
Даю лабораторку,он быстро пробегает глазами и ... ставит зачёт:
- С днём рождения!
Вот это подарок!
Наша вся группа ещё долго сдавала эту лабораторку раз по 5.


— У меня день рождения сегодня!
— Ладно, поставлю зачет.
*берет зачетку*
— Стоп, а какое сегодня число?
— ...
— На пересдачу!

>толкнул по теме речь минут на двадцать
>для зачета этого маловато.

Мне кажется, что этот преподаватель, ммм... не очень хороший человек.
Или психически нездоровый.

?

Log in

No account? Create an account